Что такое MVP? Пожалуй, нагляднее всего можно объяснить на отвлеченном примере. Допустим, нужно испечь свадебный торт, но не понятно, каким он должен быть. Так сразу большой трехслойный пышный торт с глазурью испечь не получится. Нужно учесть несколько вещей: какой это торт, какую взять начинку и глазурь, какими цветами его украсить, какую структуру выбрать. – пишут General Assembly.

Как в таком случае понять, что нужно покупателю? Как создать идеальный свадебный торт? Очень просто: нужно начать с пирожного. Оно маленькое, простое, так же выпекается. Если клиенту понравится пирожное, можно отдавать команду поварам и пекарям на создание «финального продукта». В данном случае свадебный торт – это финальный продукт, а пирожное – это MVP.

MVP (minimum viable product) – минимальный жизнеспособный продукт. Этот термин широко используется в сфере технологий. Автор термина – Фрэнк Робинсон, ныне исполнительный директор SyncDev. Словосочетание minimum viable product было в дальнейшем популяризировано такими мастодонтами, как Стив Бланк, Марти Каган и Эрик Рис. Само слово MVP стало очень популярно, но иногда его используют там, где не надо.

Смысл концепции довольно прост. MVP это продукт, получающийся при наименьших затратах на его создание и при этом имеющий достаточную ценность для потребителя. С помощью MVP можно подтвердить или опровергнуть прогнозы развития продукта и снизить потенциальные риски, связанные с выводом продукта на рынок. Кроме того, это отличное средство проверки гипотез производителя относительно поведения покупателя. Но нужно помнить, что MVP должен обладать лишь минимальным набором возможностей.

Концепция MVP имеет большое значение для развития большинства стартапов. Она также актуальна и для специалистов, стремящихся построить успешную карьеру в сфере продакт-менеджмента. Любой менеджер по продукту должен быть нацелен на то, чтобы его компания создала оптимальный MVP, перед тем, как пустить его на конвейер. Он обязан позаботиться о том, чтобы каждый последующий произведенный продукт соответствовал этому MVP.

Минимальный

Самый простой для понимания аспект MVP – он должен быть «минимальным». Это значит, что в его создание должно быть вложено минимальное количество усилий. Цель такого продукта – проверка гипотез или решение проблем пользователя. Однако зачастую этого сложно добиться на практике. Почти каждый, кто вовлечен в разработку MVP, захочет что-нибудь в него добавить. Лишь единицы готовы ради успеха убрать свою идею из проекта.

Менеджеры по продукту должны безжалостно пресекать попытки разработчиков добавлять больше и больше функций. Отличным примером настоящего MVP является – Dropbox. Все, что там есть – возможность помещать файлы в папки, а дальше они синхронизируются в облако. Если бы кто-то спросил продакт-менеджера Dropbox о том, как обстоят дела с правами пользователей, тот наверняка ответил бы, что никак. А если бы его спросили, можно ли синхронизировать несколько папок, он, скорее всего, ответил бы примерно то же самое. Именно сосредоточенность создателей Dropbox на минимальном количестве возможностей, которые нужны пользователям, привела их к успеху в своей нише.

Жизнеспособный

После определения минимального функционала продукта, необходимо придумать, как его реализовать. Нужно убедиться, что образец будет действительно жизнеспособным, то есть сможет решить проблему пользователей.

Если MVP не может долго работать без ручного вмешательства, он нежизнеспособен. Если интерфейс продукта непонятен пользователям, он нежизнеспособен. Если MVP не решает проблему быстрее, чем традиционные методы, он нежизнеспособен. Если он не может быть использован более, чем пятью людьми одновременно, он нежизнеспособен. Казалось бы, если все это учитывать, проект разрастется до запредельных рамок – придется расширять функционал. Но здесь важно понимать, что безопасность, опыт взаимодействия и масштаб применения – это основополагающие характеристики продукта. Ими нельзя пренебрегать. В противном случае MVP обречен на провал.

Продукт

MVP должен быть реальным продуктом. Это значит, что он должен решать проблему, которая актуальна для многих отраслей. Иначе за него никто не будет платить, и он не принесет денег. Если MVP нужен лишь небольшому количеству людей, это, скорее всего, просто инструмент, но не продукт. Если за MVP вообще никто не хочет отдавать деньги, то дальнейшее производство уже станет не бизнесом, а благотворительностью.

Потенциальным покупателем является не обязательно и не только пользователь. Facebook зарабатывает миллионы на рекламодателях, а с пользователей денег не берет. Тем не менее, нужно, так или иначе, представлять, кто готов платить за продукт и убедиться, что это направление перспективно.

Базовое руководство по MVP
Оценка