ИТ стратегия компании — что это, какие цели преследует, и в чем выгода от ее разработки.

Чтобы получить максимальный эффект от затрат на информационные технологии (ИТ) в компании необходимо разработать и синхронизировать ИТ-стратегию с бизнес-целями организации. Для того, чтобы спланировать развитие ИТ-системы в нужном направлении следует особое внимание уделять разработке IT стратегии. Многие руководители, топ-менеджеры, акционеры и владельцы компаний рано или поздно задаются вопросом, что является собой термин ИТ (IT) стратегия.

Что такое ИТ стратегия?

ИТ-стратегия - это документ, который определяет как максимально эффективно использовать ИТ для достижения стратегических бизнес-целей компании в планируемом периоде (от полугода-года до 3-5 лет) и включает в себя миссию ИТ, цели, задачи, способы и ресурсы для развития в компании ИТ-инфраструктуры, ИТ-службы и ИТ-проектов.

В результате разработки айти стратегии в организации будет:

1) практическое руководство по применению современных ИТ для достижения общих целей организации;

2) увеличение эффективности отдачи от инвестиций в ИТ;

3) понимание сроков на внедрение и/или разработку ИТ-проектов;

4) видение архитектуры и инфраструктуры ИТ на планируемый период;

5) общий бюджет и затраты на внедрение, доработку, обучение сотрудников.

Важно, чтобы IT стратегия учитывала и исходила из целей и миссии компании, была направлена на достижение наилучших результатов в основной деятельности организации. Нужно чтобы ИТ стратегия удовлетворяла реальные айти потребности сотрудников компании, начиная от рядовых и заканчивая топ-менеджерами и учредителями организации.

Цели ИТ стратегии

Целью IT-стратегия организации является оптимальное использование информационных технологий для реализации миссии и достижения целей предприятия.

Основные цели ИТ стратегии включают:

  • соответствие ИТ основным приоритетным направлениям развития организации и ее задачам;
  • формирование условий, в которых можно максимально эффективно использовать ИТ ресурсы;
  • применение ИТ ресурсов надлежащим образом;
  • улучшение существующих ИТ услуг;
  • выбор и внедрение оптимальной корпоративной информационной системы (КИС);
  • интеграция ИТ-проектов, продуктов и программного обеспечения, используемого в организации;
  • определение концепции и политики информационной безопасности и внедрение методов защиты информации;
  • идентификация возможных рисков и оценка последствия использования информационных технологий;
  • добиться должного уровня отказоустойчивости
  • исключение дополнительных затрат на инфраструктуру и докупку программного обеспечения по причине неожиданно возникшей необходимости нового функционала и интеграции и взаимодействия с уже существующими.
  • выбор инструментальных средств и программ для обеспечения непрерывности бизнеса
  • быстрая интеграция ИТ-сервисов
  • сокращение затрат на ИТ.

Виды IT стратегии

В зависимости от размеров предприятия и уровня их развития выделяют три основных вида данного документа:

  1. Минимальная (краткая) (~10 страниц) — формируется для малых организаций с минимальным задействованием информационных систем, а также для стартапов.
  2. Средняя (~100 страниц) — включает разработку целей и внедрение необходимых систем для развития структуры с небольшим бюджетным проектом.
  3. Максимальная (подробная) (~500 страниц) — комплексная программа с полным описанием организационной части и инфраструктуры информационных технологий.

Потребность в ИТ стратегии

Необходимость разработки IT стратегии не стоит недооценивать. Среди основных причин выделяются:

  • действующая система информатизации не соответствует реальным потребностям ведения бизнеса;
  • существующая IT-стратегия уже устарела из-за быстро изменившийся условий для бизнеса;
  • руководитель и/или владелец компании понимает, что часть средств на ИТ было потрачено впустую, порой несколько раз на одно и то же;
  • проблема в координации и принципах существующей системы ИТ;
  • появление новых подразделений, расширение деятельности, открытие новых офисов и отделений, общие структурно-организационные трансформации;
  • появление на рынке новых технологий, которые будут способствовать совершенствованию ведения деятельности;
  • оптимизация затрат.

Подходы и методологии к разработке ИТ стратегии

Единого подхода и методологии в разработке айти стратегии в настоящее время не существует. У каждой компании есть свои наработки, которые как правило базируются на общепринятых стандартах, методиках и лучших практиках, а также учитывают локальные особенности:

  • BSC (Balanced Scorecard)
  • COBIT
  • ITIL
  • Portfolio Management
  • SOA

ИТ-стратегия пересекается с основной стратегией бизнеса. Технологическая сторона развития предприятия должна с одной стороны вытекать из основной миссии и целей организации, с другой стороны - иметь возможность повлиять на нее. Но не стоит забывать и том, что ИТ способны создать конкурентное преимущество для бизнеса.

Этапы разработки стратегии развития информационных технологий

Проект по созданию и формированию стратегии включает этапы:

1. Подготовительная работа: анализ и изучение всех бизнес-процессов организации, определение их взаимосвязи, сбор требований и текущих проблем путем анкетированию и интервью, аудит текущего состояния ИТ. На этом этапе важно согласовать ИТ стратегию с общей стратегией развития бизнеса, а также получить представлению о границах финансирования ИТ в компании. Длительность этого этапа может длиться несколько месяцев, но конечно все зависит от размера компании и масштаба использования в ней ИТ.

2. Непосредственно разработка IT-стратегии в целом, и отдельных ее составляющих. Проект должен выполняться во взаимодействии со всеми подразделениями организации. Только так можно комплексно проанализировать актуальное состояние как структур, так и информационного отдела.

Что учитывать в стратегии?

В зависимости от профиля и размера деятельности предприятия, предстоит учесть:

  • миссия, цели и задачи бизнеса, осуществляемые при помощи ИТ;
  • желаемый период планирования ИТ-стратегии;
  • бюджет на ИТ;
  • стратегия изменений в продуктах и услугах компании;
  • стратегия изменений в бизнес-процессах компании;
  • стратегия изменений в системе управления;
  • стратегия изменений в географии бизнеса, открытие/закрытие филиалов и представительств;
  • способы интеграции с партнерами и клиентами;
  • ИТ-инфраструктура;
  • ИТ-службы и их оргструктура;
  • ИТ-персонал и подразделения;
  • ИТ-процессы;
  • ИТ-проекты;
  • оргструктура ИТ;
  • пользователи ИТ;
  • аутсорсинг ИТ;
  • KPI по ИТ;
  • текущие и планируемое к внедрению програмное обеспечение и информационные системы (CAx, CRM, EAM, ECM, ERP, GIS, HCM, LIMS, MES, PDM, PPM, SRM, TMS, АСКУЭ, АСУТП, САПУЭ, СОИБ)
  • R&D;
  • Темпы развития и применимость в компании технологий:
    • мобильные приложения
    • облачные технологии
    • технологии больших данных
    • продвинутая аналитика
    • интернетом-вещей
    • блокчейн
    • RPA
    • машинное обучение и искусственный интеллект
  • информационная и кибербезопасность

Внедрение ИТ стратегии

Это самый сложный этап. Для того чтобы ИТ стратегия не осталась просто формальным документом, необходимо превратить ее в инструмент развития организации. Отзывы сотрудников об ИТ стратегии также важны, нужно чтобы каждый ИТ сотрудник знал стратегию, и понимал, что его каждодневные задачи являются важной частью реализации ИТ-стратегии организации. И тогда каждый шаг будет продвигать компанию к достижению намеченных целей и перехода в планируемое состояние ИТ.

Почему ИТ-стратегия должна быть разработана внешним ИТ-консультантом

  1. Взгляд со стороны поможет определить насколько ИТ компании соответствуют современным ИТ реалиям;
  2. Мнение внешнего эксперта будет независимо от политических интриг внутри компании;
  3. ИТ-персонал компании не будет отвлекаться, а будет заниматься выполнением своих основных должностных обязанностей.