Что такое Product Vision

Любой революционный продукт начинается с разработки ясной концепции продукта (product vision). Обладание этим навыком является важным условием успешности проекта – пишут General Assembly.

Если попросить случайных людей назвать имена самых известных лидеров, обладающих даром предвидения, то каков будет их ответ? Большинство наверняка назовут Стива Джобса, Илона Маска, Опру Уинфри, Билла Гейтса, Шерил Сэндберг, Генри Форда или Амелию Эрхарт. Общество считает их «провидцами» из-за того, как они повлияли на мир. Но их успех – это не счастливая случайность. Такие люди начинают свой путь с огромным желанием что-то изменить. Они видят то, чего не видят другие. Они обладают видением.

Чтобы начать видеть то, чего не видит никто,  требуется практика. Это умение не свалится с неба как манна небесная. Необходима постоянная работа, благодаря которой человек учится раздвигать границы представления о том, какой продукт может изменить мир к лучшему. Смысл product vision состоит в поиске путеводной звезды, которая помогает лидеру и его команде ориентироваться и не сбиваться с курса.

А как этот метод применяется в продакт-менеджменте, разработке бизнес-стратегии и предпринимательстве? Допустим, у компании есть цель решить проблему X. Лидер должен представлять себе мир, в котором проблема X решена при наиболее благоприятном сценарии. Самая лучшая концепция продукта подразумевает значительное улучшение жизни пользователей с помощью созданного продукта.

Наличие ясной концепции продукта сулит следующие преимущества:

  • Избавление от ограничений. Невозможно сформировать видение, не имея далеко идущих планов. Необходимо представлять себе конечный результат, хотя бы на мгновение. Это подстегнет креативность и поспособствует поиску максимально возможного количества вариантов решения проблемы без боязни относительно осуществимости этих решений. При разработке концепции все средства хороши, если они не выходят за рамки закона.
  • Мотивация на новые свершения. При наличии четко сформулированной концепции, все остальные участники проекта будут так же хорошо представлять идею, которую предлагает лидер. Вдобавок, потребитель будет видеть себя частью этой концепции, а, значит, с большей вероятностью приобретет продукт. Шанс, что талантливые сотрудники присоединятся к команде и останутся надолго тоже возрастает.
  • Сформулированная стратегия. Видение помогает прокладывать путь от начальной точки до желаемой цели. Видение обеспечивает возможность выработки краткосрочных планов и долгосрочных стратегий, работающих на достижение окончательного результата. Оно создает условия для реализации конкретных действий, как то: разработка минимального жизнеспособного продукта, релизы будущих версий и т. д.
  • Слаженная работа групп разработчиков. Когда есть путеводная звезда, каждый член команды может оценить, насколько его работа приближает коллектив к конечной цели. Это укрепляет сосредоточенность на результате.

Наличие четко определенной миссии и концепции продукта способствует выработке ясной стратегии и плана работы.

Для примера можно рассмотреть, как это выстроено в компании Tesla.

Почему Tesla? Во-первых, Илон Маск – выдающаяся личность. Во-вторых, Маск и Tesla открыто говорят о своей стратегии. В-третьих, Tesla – одна из немногих компаний, которая полностью доводит свои планы до конца. Все это выводит Tesla на недосягаемую высоту.

Миссия Tesla: ускорить переход человечества на экологически безопасный транспорт (После недавнего слияния с SolarCity миссия была дополнена).

Сверхзадача: если вкратце, снизить выброс углерода в атмосферу посредством выпуска электромобилей.

Стратегия: Это знаменитый Master Plan:

  1. создать спорткар;
  2. использовать вырученные деньги на создание бюджетного автомобиля;
  3. использовать вырученные деньги на создание еще более бюджетного автомобиля;
  4. одновременно с этим разрабатывать технологии выработки электроэнергии без выброса вредных газов в атмосферу.

Вывод

Удивительно, но несмотря на все достоинства product vision, во многих компаниях не уделяют этому никакого внимания. Зачастую лидеры фокусируются на краткосрочных планах и начинают разработку продукта без видения на долгую перспективу. Многие компании годами ведут разработки и решают проблемы по запросу пользователей или участников проекта, не имея в голове конечной цели. Когда отсутствует видение продукта, руководители, чем бы они не занимались (продакт-менеджмент, разработка, дизайн, маркетинг, управление), должны сделать ответственный шаг и сформулировать его. Только в этом случае ко всем членам команды придет ясное понимание, чем они занимаются.