Agile в малом бизнесе

Может показаться, что малый бизнес это уже Agile по умолчанию, — просто в силу масштаба своей работы. На самом деле это не совсем так. Очень часто всё зависит от того, какой идеей руководствуется владелец предприятия.

Agile Manifesto («Манифест гибкого подхода к разработке программных продуктов») гласит, что люди важнее процесса. И в малом бизнесе это правило легко соблюдать, так как в маленькой компании все друг друга знают. Но ставка только на команду не гарантирует идеального взаимодействия и не ставит перспективы и опыт людей выше стабильного линейного процесса.

Agile предлагает изменить подход. Основное внимание следует сосредоточить не на планировании хода выполнения проекта, а на том, кто сможет его выполнить наилучшим образом, т.е. взаимодействие важнее инструментов. Потенциал команды следует рассматривать как самостоятельную ценность. Совместные усилия команды способны принести больше пользы, чем жёстко организованный процесс с распределёнными ролями.

Что касается обратной связи, то следует отказаться от модели, основанной на роли эксперта. Информацию и отзыв о продукте может высказывать любой член команды, независимо от его положения в рабочей группе.

Ещё один источник обратной связи — потребитель. Можно смело предположить, что мелкому бизнесу приходится прислушиваться к мнению своих клиентов. Но само по себе это ещё не подразумевает открытого сотрудничества с ними, как того требует Agile. Позволяя пользователю быть в курсе всех текущих событий и изменений, бизнес гарантирует, что создаваемый им продукт не останется незамеченным потребителем. И это даст наилучший результат.

Ещё одно правило Agile: «Работающий продукт важнее исчерпывающей документации». Вряд ли владелец малого предприятия задумывается о том, чтобы отслеживать процесс и вести документацию на продукт, ведь гораздо проще работать по принципу: раз мы это выпустили, то будем и дальше продолжать работать, не стоит тратить время на формальности!

Agile предполагает, что бизнес должен фокусироваться не на том, чтобы просто работать. Смысл работы компании в том, чтобы то, что они производят, хорошо работало. Проще говоря, ТОЛЬКО создавая по-настоящему качественные продукты, маленькое предприятие сможет удержаться на плаву. Если это получается, то становится источником огромного удовлетворения и фактическим свидетельством успешности маленькой команды.

В качестве примера можно посмотреть на некоторые успешные стартапы, которые создают фантастические продукты коллективами всего из нескольких человек.
Также  маленькому коллективу легче изменить направление работы в момент, когда проект уже на полпути к завершению, пусть даже такая гибкость обусловлена малым масштабом работы. Или даже если это вызвано необходимостью, ведь потеря одного покупателя (если вовремя не внести изменения в проект) может спровоцировать уход других клиентов. Поэтому в данном случае «меньше» будет означать «гибче», и это несомненное преимущество.

Но быть гибким значит не только идти навстречу клиенту, когда он желает внести кардинальные изменения в существующий проект. Быть гибким означает также постоянную переоценку того, как и почему компания занимается этим бизнесом, востребован ли всё ещё продукт, сохраняется ли на него спрос на рынке. Даже для маленьких компаний чётко ответить на эти вопросы не так просто. Но, работая повторяющимися с нуля циклами, команды смогут сосредоточиваться на том, что, как они знают по опыту, работает на данный момент, а рассуждения о том, сохранится ли текущая тенденция через год, оставить на потом. Такой подход намного полезнее для всех.

Какие ещё преимущества, кроме более довольных клиентов, даёт малому бизнесу переход на гибкие методологии разработки Agile?

Компания получает более счастливую и более сильную команду, благодаря возможностям, которые Agile автоматически открывает перед её членами. Agile избавляет от микроменеджмента, следовательно, каждый становится сам себе боссом. Это многое меняет, становится ясно, чего стоит команда сама по себе.

Появляется больше порядка в деловых процессах, повышается организация, и это ещё один плюс. Обычно при переходе на Agile рекомендуется использовать наглядную доску, демонстрирующую, как продвигаются циклы на основе Scrum или Kanban.

Это самый ощутимый аспект перехода команды на Agile. Он превращает весь персонально ориентированный, часто кажущийся спонтанным процесс в визуально упорядоченный и организованный. С помощью такой доски можно проследить и проанализировать, что было сделано. Таким образом, выполняя свою ежедневную работу, команда фактически составляет бизнес-метрики. Попробуйте и вы!